в Китай-городе». Они наглядно демонстрируют эволюцию русского церковного зодчества с начала XVI до начала XIX века.
Панорама церквей и памятников архитектуры по Варварке. Проект реставрации мастерской И. Казакевич. 1960-е гг.
Церковь Зачатия Святой Анны
Церковь Зачатия Святой Анны, что на Востром конце, является старейшей из сохранившихся до наших дней церковью Зарядья. Название храма связано с тем, что он находился на участке подола Великого посада, который вдавался клином в болотистый и сырой Васильевский луг. С постройкой Китайгородской стены в 30-х годах XVI века церковь оказалась расположенной в углу городских стен, отчего получила еще одно название — церковь Зачатия Анны в Углу, не потерявшее актуальности и сегодня: теперь церковь расположена «в углу» парка «Зарядье» на пересечении Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Впервые храм был упомянут при описании московского пожара 1493 года. Проведенное во время его реставрации в 1955–1958 годах научное архитектурно-археологическое исследование позволило датировать кирпичную постройку основного объема здания второй четвертью XVI века. Подвал храма и его стены сложены из подмосковного известняка, своды и барабан выложены из старинного маломерного кирпича.
В начале XVII века, судя по стилю архитектуры, в правление Бориса Годунова, к храму Святой Анны был пристроен южный придел во имя святой Мины, а в 1658–1668 годах — северный придел во имя святой Екатерины: как считают исследователи, в ознаменование рождения дочери царя Алексея Михайловича, Екатерины Алексеевны. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. В конце XVII века изначальная шлемовидная глава была заменена на маковицу луковичной формы. В 1920-х годах церковь была закрыта, а в 1941-м стояла одной из первых в очереди на снос во время подготовки в Зарядье стройплощадки для возведения второго Дома Совнаркома. По инициативе Академии архитектуры СССР было принято решение о научном исследовании церкви, ее разборе и переносе в музей «Коломенское». Но этим планам не суждено было осуществиться из-за начала Второй мировой войны. После войны, в 1950-х годах, церковь Святой Анны была реконструирована.
Церковь Святой Великомученицы Варвары
Большинству церквей, сохранившихся до наших дней вдоль южной части Варварки, предшествовали домовые храмы богатых усадеб. Таким храмом была и церковь Варвары в начале современной Варварки. Согласно археологическим данным, первая деревянная церковь Святой Варвары XIV века стояла немного южнее каменной, построенной в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным, по заказу богатых московских купцов, Василия Бобра «з братиею».
Храм был обновлен в 1731 году в ознаменование коронации императрицы Анны Иоанновны, а еще через 60 лет московский митрополит Платон решил, что древняя и все еще очень крепкая церковь, «вся в твердости и утварью предовольная», «вид имеет недостаточный и нимало благолепия на таковом особливо месте несоответствующий». Старую церковь, не отвечающую представлениям митрополита о благолепии, разобрали до фундамента в 1795 году. На ее месте в 1796–1808 годах Родион Казаков, ученик и однофамилец известного архитектора эпохи палладианского неоклассицизма Матвея Казакова, возвел новый современный храм на высоком цоколе. Его постройку оплатили майор Иван Иванович Барышников и купец Николай Афанасьев Самгин. После пожара Москвы и французской оккупации церковь была восстановлена и несколько раз реконструировалась. В 1920-х годах в рамках антирелигиозной политики советской власти она, как и другие церкви в Зарядье, была закрыта. В 1965–1967 годах окружавшие церковь гражданские здания типовой застройки Зарядья XIX века были снесены, а сам храм после долгого запустения отреставрирован.
Церковь Максима Блаженного
В северо-восточном углу квартала с XIV века стоял домовый храм Святых Бориса и Глеба при усадьбе Федора Кочкина, впервые упомянутый в летописях в 1434 году: «Ноября 12 преставися раб божий Максим, иже Христа ради юродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кочкиным». В честь знаменитого московского юродивого, блаженного Максима, в храме был устроен придел. Второе имя церкви стало более популярным в народе.
В первой половине XVI века тем же Василием Бобром «з братиею», что заказали постройку церкви Святой Варвары, вместо деревянного храма был возведен новый, каменный, освященный в честь византийского монаха и богослова — преподобного Максима Исповедника. Во имя же святых Бориса и Глеба был устроен один из приделов новой церкви. Но несмотря на новое официальное название, в народе храм продолжали связывать с памятью московского юродивого Максима, чьи мощи хранились в храме до конфискации церковных ценностей и упразднения церкви после Октябрьской революции.
В 1698–1699 годах на средства купцов Максима Верховитина и Максима Шаровникова неизвестным зодчим было возведено новое здание в характерных формах русского церковного зодчества конца XVII века с колокольней и трапезной, сохранившееся до наших дней. В 1829 году вместо разобранной прежней звонницы была выстроена существующая колокольня. В XX веке богослужения в храме велись до начала 30-х годов, когда он был закрыт. В 1965–1969 годах во время постройки в Зарядье гостиницы «Россия» храм отреставрировали и в 1970 году передали Центральному совету Всероссийского общества охраны природы для организации периодических выставок, а после 1991 года возвратили Русской православной церкви.
Церковь Святого Георгия на Псковской горе
Впервые церковь на этом месте документально упомянута в 1462 году в духовной грамоте великого
князя Василия II. Изначально ее престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Но в первой половине XVI века, после присоединения к Московскому княжеству Псковской вечевой
республики, в эту часть Зарядья были принудительно переселены псковские пищальники, то есть
представители одного из самых передовых войск того времени: пехоты, вооруженной ручным
огнестрельным оружием — пищалями. Так урочище, где располагалась церковь, получило обиходное
название Псковской горы. Иногда эту церковь называли храмом Георгия, «что у старых тюрем»,
из-за соседства с Государевым тюремным двором у Варварских ворот
Китай-города. Первая
каменная церковь на этом месте была возведена в ранние годы правления Ивана Грозного.
Интересно, что древний подклет церкви из белого камня и кирпича стоит в основании нынешней
до сих пор. Он разбит на сводчатые камеры, в которых, как было принято в то время, держали
для сохранения от пожаров и грабежей ценное имущество церковные прихожане. Нынешний пятиглавый
храм был построен в 1657 году. Из-за особенностей рельефа в церкви есть два подвала — на Варварку
церковь выходит одним этажом, а со стороны Зарядья имеет три этажа, что совершенно
нетипично для церковных архитектурных канонов середины XVII века.
В XVI–XVII веках церковь Георгия находилась в центре «Варварского крестца» —перекрестка Варварки с четырьмя переулками. В 1815–1818 годах, после пожара и французской оккупации Москвы 1812 года, церковь была перестроена на средства купца Петра Соловьева. На древних фундаментах были возведены новые колокольня, трапезная, паперть и северный придел в честь святого Георгия, декорированные в стиле ранней неоготики. Первое богослужение в обновленном храме прошло 20 марта 1818 года. Об этом сообщает рукописная тетрадь с описанием истории храма — эту тетрадь вместе с иконой Святого Великомученика Георгия в мае 1913 года группа прихожан во главе с настоятелем Николаем Цветковым преподнесла императрице Александре Федоровне во время московских торжеств по случаю 300-летия династии Романовых. Тетрадь хранится сейчас в фондах Государственного архива РФ.
После революции, в 1920-х годах, церковь была закрыта. Храм использовали под склад. В 1965–1972 годах под руководством архитектора Е. А. Дейстфельда церковь реставрировали. В 70-е годы XX века церковь Георгия, как и многие другие архитектурные древности Зарядья, передали Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в качестве пространства для временных экспозиций. После 1991 года храм вернули Русской православной церкви. Во время строительства парка «Зарядье» он был отреставрирован.
Знаменские собор и монастырь
История Знаменского монастыря и его собора тесно связана с историей усадьбы московских бояр Романовых, представитель которых взошел на престол Российского государства в 1613 году.
Ансамбль Знаменского монастыря состоит сейчас из пяти зданий. Доминанта ансамбля — собор Знамения Пресвятой Богородицы, названный так в честь событий православной истории Руси XII века. В 1170 году войско Владимиро-Суздальского княжества осадило Новгород. По легенде, усердные молитвы архиепископа Илии иконе Богородицы в древнем Софийском соборе повлекли за собой чудесное знамение, которое помогло новгородцам обратить в бегство врагов. Икона Знамения Богородицы особо почиталась предками Романовых, Захарьиными-Юрьевыми, родоначальник которых Андрей Кобыла был, по мнению исследователей, знатным новгородским боярином.
Наиболее вероятным годом основания монастыря на месте Старого государева двора считается 1631-й. В разрушительном московском пожаре 1626 года выгорели деревянные строения на территории усадьбы, а через несколько лет после этого царь Михаил Федорович передал свое родовое гнездо на попечение церкви и основал тут монастырь в память об инокине Марфе, своей матери. По другой версии, монастырь был основан чуть раньше, в 1629 году, в честь рождения наследника, будущего царя Алексея Михайловича. Так или иначе, но палаты на нижних и верхних погребах стали кельями игумена и монахов. Царь оказывал обители большую поддержку, подарил монастырю несколько вотчин с селами в Московском и Бежецком уездах.
После очередного пожара 1668 года, от которого сильно пострадал монастырь, большую часть расходов по его восстановлению и перестройке взял на себя боярин Иван Михайлович Милославский, дальний родственник первой жены царя Алексея Михайловича, Марии Ильиничны Милославской. В 1676 году костромские каменных дел мастера Федор Григорьев и Григорий Анисимов построили двухэтажные игуменские кельи с высокой кровлей, расположенные и сегодня вдоль Варварки рядом с палатами Романовых. Монастырь был обнесен капитальной каменной стеной. Вместо старой домовой церкви Знамения в 1679–1684 годах по подряду за 850 рублей те же Григорьев и Анисимов сотоварищи возвели монументальный Знаменский собор — на тот момент самый большой храм Китай-города после собора Покрова на Рву, известного сегодня как собор Василия Блаженного. Из-за слабости грунта мастера вогнали в землю 2486 дубовых свай, на которых построили внушительный двухэтажный храм с высокой шатровой колокольней. В иконостасе собора находился родовой образ Романовых, Знамение, и царские вклады — Евангелие, принадлежавшее патриарху Филарету, серебряный крест с мощами, атласная риза. Собор был торжественно освящен 26 июля 1684 года патриархом Иоакимом, скорее всего, в присутствии правительницы, царевны Софьи, дочери царя Алексея Михайловича от его первой жены Милославской.
После воцарения Петра I монастырь, видимо, перестал получать до этого регулярные взносы и пожертвования. Среди
исследователей существует мнение, что Петр не жаловал Знаменский монастырь на Старом
государевом дворе из-за
ассоциированности с его недругами Милославскими во главе с Софьей.
Монастырь сильно пострадал в пожаре 1737 года. Но взошедшая на трон Елизавета Петровна, чья коронация проходила в Москве, вероятно, посетила Знаменский монастырь и дала распоряжение о его подновлении. В 1767 году архитектором Яковлевым был построен новый одноэтажный служебный корпус монастыря, сейчас относящийся к филиалу Государственного исторического музея. В 80-х годах XVIII века, возможно, при участии знаменитого русского зодчего эпохи классицизма Матвея Казакова весь комплекс Знаменского монастыря был обновлен. Были переоформлены интерьеры собора, а в 1784 году снесли сильно обветшавшую шатровую колокольню —вместо нее в 1784–1789 годах чуть западнее возвели новую колокольню в стиле классицизма и корпус монашеских келий, сохранившиеся до наших дней. Арки нижнего объема новой колокольни служили главным входом и въездом на обширную территорию монастыря, занимавшего целый квартал.
Обитель разорили французы в 1812 году, но основные реликвии не были утрачены — их эвакуировали при оставлении Москвы. В 1827 году монастырь был отремонтирован и вернулся к жизни.
Собор и другие постройки были переоборудованы, лишены части внутреннего и внешнего декора, переданы под общежития и коммунальные квартиры. Неоднократно в течение первых десятилетий советской власти планировался снос бывшего монастыря вместе с остальной исторической застройкой Зарядья, но, к счастью, собор, игуменские кельи XVII века и колокольня с монашескими кельями конца XVIII века сохранились. Во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов под руководством архитектора-реставратора Инессы Казакевич эти памятники русского зодчества были отреставрированы и вернулись к первоначальному облику, после чего были переданы Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в качестве помещений для лекций, экспозиций и культурных событий. После 1991 года в соборе возобновились богослужения.